Краткий курс фотографии для рыболовов

Введение

Юрий Марченко

Почему именно для рыболовов? Принципы фотографии едины и существует множество книг и еще большее количество статей, посвященных всевозможным аспектам фотографии.

Тем не менее, именно у рыболовов существует определенная специфика, которая позволяет выделить целый ряд существенных моментов как в самом процессе съемки, так и при обработке фотографий.

Хорошая обзорная статья К. Гацкалова «Фотография. От сложного к простому» размещена на сайте harp.valor.ua, в которой учтены элементы рыболовной специфики.

В чем же заключается эта специфика?

Прежде всего, для подавляющей массы рыболовов-любителей фотографирование – это вспомогательный момент, идущий на втором или даже на третьем месте после собственно рыбалки.

Многие рыболовы вообще не хотят тратить драгоценное время на фотографирование, чем, несомненно, обедняют любимое увлечение. Именно фотография позволяет снова и снова переживать интересные моменты  рыбной ловли, дает возможность поделиться своей радостью с другими рыбаками (и просто близкими людьми) от общения с природой, от красоты окружающего мира, от гордости за свое рыбацкое мастерство.

И, в то же время, рыбацкий день короток, и никакой рыболов не согласится потратить больше времени на фотоаппарат, чем на удочку, иначе это будет уже не рыболов, а фотограф!

В интернете можно встретить большое количество качественных фотографий, сделанных на рыбалке, но намного больше снимков неряшливых, некрасивых, вызывающих совсем не те чувства, на которые рассчитывал автор. Между тем, внимательное рассмотрение этих фотографий показывает, что требовалось совсем немного времени и усилий при съемке и обработке, чтобы изображение доставляло эстетическое удовольствие.

Краткий курс фотографии для рыболовов

Краткий курс фотографии для рыболовов

Фото 1 Оригинал, 530KB

Фото 2 Оригинал, 616KB

 

На фотографиях 1 и 2 представлены 2 снимка, сделанные практически в одном и том же месте. Первый снимок является типичным, сделанным в режиме «авто», именно такие фото чаще всего можно встретить в отчетах рыболовов. Второе фото сделано с небольшой коррекцией экспозиции и точки съемки, с минимальной обработкой (обрезка).

Краткий курс фотографии для рыболовов

Краткий курс фотографии для рыболовов

Фото 3 Оригинал, 203KB

Фото 4 Оригинал, 319KB

 

На фотографиях 3, 4 и 5 представлен один и тот же  снимок, сделанный цифровой «мыльницей» начального уровня. Первый снимок сделан в режиме «авто». Вторая фотография отредактирована в специальной программе одним кликом. Третье фото сделано с помощью брекетинга при съемке и обработке в HDR (значения этих слов будут объяснены в дальнейшем).

В обоих примерах изменения разительны и видны невооруженным глазом, хотя до окончательного варианта еще далеко.

При работе над этим курсом фотографии я буду придерживаться ряда основных положений.

1. Техника. Брать с собой на рыбалку цифровую «зеркалку» с моей точки зрения просто бессмысленно. Очень часто стараешься минимизировать вес самого необходимого из снастей, аксессуаров и даже пищи, а зеркальный фотоаппарат мало того, что много весит, он еще и занимает много места, может потребовать дополнительных объективов, светофильтров, треноги и другого оборудования. В рыболовных журналах можно встретить великолепные снимки, сделанные на рыбалке с помощью цифровых «зеркалок», но получены они совсем в других условиях. Как правило, рыболова-профессионала на специальной фотосессии сопровождает один или два профессионала-фотографа с фото и видео-аппаратурой, а сам рыболов на съемку не отвлекается. На рыбалке бывает всякое: можно поскользнуться, упасть в воду, просто выронить аппарат, а стоимость более-менее приличного зеркального фотоаппарата зачастую намного превышает стоимость рыболовных снастей даже высокого класса.

Сегодня практически все рыболовы имеют компактные цифровые фотоаппараты разного уровня и я попытаюсь показать, как можно фотографировать тем, что имеешь, но при этом добиваться значительно лучших результатов. Поэтому никаких рекомендаций по выбору фотоаппарата я давать не буду.

2. Фотосъемка. Основным ограничением фотосъемки на рыбалке является сам процесс рыбалки, так как выбирать кадр для съемки приходится, исходя не из логики фотографирования, а из логики рыбалки. Это касается в первую очередь пейзажной съемки. Когда рыболов идет к месту рыбалки, он будет фотографировать только в том случае, если окружающий вид чем-то поразил его воображение, или он увидел вдруг его глазами фотографа и понял, что снимок получится вполне достойным и неординарным. В процессе рыбалки на стационарном месте, например, с удочкой или донкой, далеко удаляться он не может, и фотографирует только те виды, которые находятся у него перед глазами. Эти же виды оказываются на фотографии орудий лова или пойманной рыбы. В зависимости от положения солнца в течение дня и затененности места ловли, изменения направления и силы светового потока в течение дня также могут быть сильно ограничены и мешать сделать хороший снимок даже для перспективного с изобразительной точки зрения пейзажа.

Значительно лучше положение у спиннингистов, нахлыстовиков, или любителей ловить поплавочной удочкой при ходовой рыбалке вдоль реки. Здесь уже можно выбрать точку съемки, изменить компоновку кадра и оценить разнообразие меняющегося пейзажа. Если рыболов возвращается с рыбалки тем же самым маршрутом, то он может оценить возможные изменения пейзажа при перемещении солнца в течение суток.

Естественно, что при фотографировании улова особенно выбирать не приходится.

Все эти факторы следует учитывать при настройке фотоаппарата для съемки.

Еще одной спецификой съемки на рыбалке является желание уделить максимальное количество времени собственно рыбалке и минимальное – фотографированию. На рыбалке не будешь просматривать каждый отснятый кадр, определять его недостатки и переснимать. Поэтому остается один вариант – съемку вести без особых размышлений, но с обязательным учетом того, что впоследствии фотографии будут обработаны. Для этого нужно знать особенности работы современных фоторедакторов, понимать, какие ошибки можно с их помощью компенсировать, и уже при съемке представлять себе, что с этим кадром можно будет сделать в свободное от рыбалки время.

3. Обработка. В подавляющем большинстве случаев фотографии, снятые цифровой «мыльницей», требуют обработки в фоторедакторе. Если кто-то уже освоил Фотошоп, то для него такая обработка не представит большой сложности. Но для наших целей Фотошоп совершенно не нужен. Придя с рыбалки, почистив рыбу, рыболов тут же хочет похвастаться своими достижениями и поделиться переполняющими его эмоциями. Ничего зазорного тут нет, ради этих эмоций мы и ходим на рыбалку. И теперь нужно быстренько-быстренько перекинуть фотографии на компьютер, показать их домашним и загрузить на свой рыболовный сайт. Оставить в это время рыболова наедине с Фотошопом не входит в мою задачу. Помимо Фотошопа и аналогичных мощных и громоздких фоторедакторов существует большое количество программ разного уровня, на освоение которых любому энтузиасту потребуется от нескольких минут до нескольких дней. Некоторые программы позволяют вполне прилично редактировать фотографии буквально одним кликом, в том числе и целый массив фотографий одновременно. Несколько минут – и Ваши достижения загружены на форум. Еще немного – Вы получите восторженные отзывы от своих друзей – рыболовов. Но, если среди Ваших снимков некоторые особенно Вам понравились и Вы видите в них большой потенциал, то можно загрузить их в альбомы на «Фейсбуке», «В контакте» или «Одноклассниках», где их увидит весь мир. Для таких фотографий не жалко на обработку потратить и один-два часа. Поэтому я опишу работу с рядом более серьезных программ, которые позволят Вам быстро и эффективно достичь желаемого результата, не залезая в дебри фотографической теории.

4. HDR. Постепенно поднимаясь по ступенькам фотографического мастерства (не в ущерб рыболовному!), любой человек достигает точки, когда ему хочется чего-то большего. До сих пор все его фотографии представляли собой некоторый дневник или репортаж о конкретной рыбалке. Да, они становятся все лучше и лучше, но где же искусство? Где фотографии, от которых «дух захватывает» не только у друзей? Не каждому дано быть фотохудожником, да и просто фотографом-профессионалом, но красоты хочется каждому. И тут приходит на выручку техника под страшным названием HDR (фотография высокого динамического диапазона).

Даже именитые фотографы используют эту технику, так что нам, как говорится, и «сам Бог велел».

Ничего сложного и страшного в HDR нет, но для получения качественных снимков придется потратить немного больше времени, как непосредственно при съемке на рыбалке, так и при обработке. Сегодня количество программ, работающих с HDR, непрерывно возрастает, и результаты очень сильно зависят от того, какой именно программой Вы будете пользоваться. Поэтому я опишу принципы работы с несколькими программами, простыми и сложными, а после практического экспериментирования с ними Вы и сами сможете решить, какая из них Вас больше всего устраивает.

Автор сам является рыболовом-любителем, увлекающимся фотографией, поэтому фотографы-профессионалы могут найти в этом курсе большое количество недостатков и даже сомнительных рекомендаций. Но меня это не пугает. Дорогу осилит идущий.

Я хочу построить этот курс таким образом, чтобы, после каждого урока, читатель мог захватить на рыбалку фотоаппарат и сразу же применить полученные знания, не откладывая в долгий ящик. Совершенствование должно быть непрерывным. Поэтому вместо последовательного изучения различных разделов фотосъемки и обработки, я буду стараться после темы о съемке давать рекомендации о каком-либо аспекте редактирования фотографий, так как только быстрая обратная связь между процессом съемки и получением улучшенной фотографии заставят человека действительно применять на практике полученные знания.

Немного о том, чего не будет в этом курсе. Не будет основ фотографии для начинающих, которые можно изучить по любому учебнику. Не будет основ портретной фотосъемки. Не будет обработки фотографий, требующих дополнительного рисования, создания коллажей, виньеток, рамок, комбинирования разных фотографий и тому подобного. Я придерживаюсь мнения, что фотография рыболова – это документальная фотография, ее можно сделать красивее, можно из кадра убрать всякий мусор (хотя лучше это сделать руками непосредственно перед съемкой), можно внести некоторые изменения, не влияющие на сам документальный факт, а направленные на повышение зрелищности, но нельзя искажать факты.

Большинство примеров в уроках будут иллюстрироваться собственными фотографиями автора. Однако иногда на сайте можно найти удивительные примеры, которые невозможно снять самому, для этого нужна огромная библиотека личных фотографий в самых разнообразных условиях. Не всегда рыба ловится «под камеру», или просто некогда фотографировать – ловить нужно! Так как на сайте Харьковский Карп выложено много фотографий в свободном доступе, то я заранее прошу разрешения у авторов, фотографии которых я, возможно, буду использовать, с обязательным указанием авторства. 

Материал опубликован в газете "Рыбачок" №45 2012.

Размещается с разрешения автора.

Обсудить на форуме