Краткий курс фотографии для рыболовов. Урок 8

Как снимать зимой на рыбалке. Настройки

Юрий Марченко

Фотографии, сделанные в зимний день, зачастую выглядят неудовлетворительно и мало соответствуют той картине, которую видел фотограф в момент съемки. Это происходит потому, что крайне трудно подобрать правильную экспозицию для съемки темных объектов на светлом фоне. При этом снег получается то слишком светлым, то слишком темным, сами объекты плохо проработаны. Типичным примером является фото 1, которое сделано днем в автоматическом режиме, а создается впечатление, что снимок сделан уже перед заходом солнца.

В этом случае помощь может оказать корректировка автоматических настроек. Мы в данном уроке не рассматриваем использование ручных настроек (которые могут вообще отсутствовать, например, как в фотоаппарате Fujifilm FinePix A170), либо требуют более глубоких знаний теории фотографирования.

Корректировка экспозиции

Корректировке, в первую очередь, подлежат значения экспозиции (выдержки и диафрагмы). Сделать это достаточно просто любому фотографу-любителю, так как даже в таких простых цифромыльницах как Fujifilm FinePix A170 имеется опция корректировки экспозиции. Обычно в этой опции можно корректировать экспозицию в пределах от -2,0 EV до +2,0 EV, но для целей учета снежных эффектов обычно рекомендуется делать корректировку в пределах от -0,7 EV до +0,7 EV. Я, однако, корректирую в интервале от -1,0 EV до +1,0 EV, тогда есть возможность в последующем не только выбрать нужный снимок, но и использовать часть снимков при обработке в HDR.

Каким образом это можно сделать? В разных фотоаппаратах эта опция реализована по разному. Например, в Fujifilm FinePix A170 нужно войти в меню, нажав кнопку «Меню», выбрать пункт «Режим съемки» и, перейдя по стрелочке, снова выбрать пункт «Режим съемки» и нажать кнопку «Меню». После этого снова  нажать кнопку «Меню», в котором появится пункт  «Экспокоррекция», перейти по стрелочке, с помощью джойстика выбрать требуемое значение экспокоррекции и снова нажать кнопку «Меню». Достаточно неудобно, но после нескольких использований легко запоминается.

В Canon PowerShot А510 это делается значительно проще – нужно нажать кнопку «FUNC», выбрать пункт меню «Компенсация экспозиции» и опять же с помощью джойстика выбрать требуемое значение экспокоррекции.

В Nikon Coolpix P300 это сделать еще проще. Учитывая важность корректировки экспозиции, эта опция вынесена непосредственно на поворотный мультисектор (джойстик) рядом с монитором. Достаточно нажать джойстик и появится меню корректировки экспозиции (фото 2).

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 2

Результат корректировки фото 1 показан на фото 3 (- 1,0 EV) и фото 4 (+ 1,0 EV). Очевидно, что снимок с корректировкой + 1,0 намного лучше стандартного.

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 1

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 3

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 4

Следует сказать, что во всех современных фотоаппаратах реализована сюжетная программа «Снег». Она позволяет несколько улучшить проработку снега в тенях, особенно при солнечной погоде, однако при этом белизна снега может быть утеряна. Использование сюжетной программы не спасает фотографа от ошибок автоматического определения экспозиции, поэтому и здесь рекомендуется снимать с корректировкой экспозиции.

К сожалению, в некоторых аппаратах наподобие Fujifilm FinePix A170 в сюжетных программах нет возможности такой корректировки.

В таких случаях я советую, при возможности, использовать режимы, в которых возможна экспокоррекция, а сюжетные режимы типа «Снег» применять только в случае нехватки времени. Если же в вашем фотоаппарате можно использовать режим «Снег» с одновременной корректировкой экспозиции, то это будет лучшим выбором.

При сравнении фото 1, 3 и 4 создается впечатление, что всегда достаточно делать корректировку в положительную сторону, однако это не так. Заранее предсказать, какая именно корректировка окажется лучшей, можно будет только после просмотра результатов. Например, при сравнении фото 5 (- 1,0 EV) и фото 6 (+ 1,0 EV)  видно, что в данном случае лучшей оказалась отрицательная экспокоррекция. Съемка делалась фотоаппаратом Nikon Coolpix P300 в сюжетном режиме «Снег».

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 5

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 6

Никакая матрица фотоаппарата и никакие сюжетные режимы не в состоянии «вытянуть» тот динамческий диапазон освещения, который создают, с одной стороны – белый снег, с другой – темные предметы на этом снегу.

Корректировки точки экспозамера

Автоматика фотокамеры может определять экспозицию съемки разными способами.

Существуют точечный, матричный (интегральный) и центрально-взвешенный способы замера экспозиции. Как правило, по умолчанию в камере установлен матричный способ замера экспозиции, при котором для замера экспозиции используется широкая область экрана. Во многих случаях такой замер экспозиции является наилучшим выбором, так как позволяет достаточно равномерно проработать детали в тенях и на свету. Однако, именно матричный способ ответственен за большинство серых и невыразительных зимних снимков. Центрально-взвешенный способ захватывает тоже широкий участок, но отдает предпочтение объекту в центре съемки, поэтому он применяется, в основном при портретной съемке. Точечный экспозамер определяет экспозицию по объекту, находящемуся в центре кадра, в пределах границ центральной области, которая появляется в центре монитора.

При съемке зимой наилучшие результаты дает точечный способ. Если интересующий вас объект находится в центре кадра, то все просто: вы наводите рамку на объект, для этого объекта камера определяет экспозицию, и делается снимок.

Однако, каким же образом использовать точечный экспозамер, если по требованиям композиции объект не должен находиться в центре кадра?

Это не так сложно, но требует некоторого навыка. Сначала нужно навести камеру на предмет съемки, помещая его в центр кадра. Затем нажимаете до половины спусковую кнопку, при этом автоматика определит экспозицию именно для этого объекта, без учета яркости снега, который находится вокруг объекта. Затем, не отпуская и не нажимая кнопку, то есть удерживая ее в позиции «зеленая рамка», поверните камеру таким образом, чтобы получить требуемую вам композицию кадра. И только теперь дожмите спусковую кнопку. Вы получите снимок, в котором экспозиция определена для интересующего объекта, хотя он и не находится в центре снимка.

Вторым вариантом является желание проработать интересные структуры на белом снегу, например, следы животных, или рассеянные тени в пасмурную погоду, когда разница в освещенности этих структур незначительна. В этом случае вы сначала наводите камеру таким образом, чтобы в центре оказался самый светлый участок снега. Затем действуете по описанному выше алгоритму.

 Пример такой съемки показан на фото 7 и 8. Фото 7 сделано с установкой экспозиции при наводке на лунку. Видно, что при этом хорошо проработана даже ледяная крошка в лунке. Фото 8 скомпоновано при предварительной наводке на самый светлый участок снега. В данной композиции такой способ замера экспозиции практически ничем не отличается от матричного, так как снег превалирует на всей площади кадра. В лунке ничего не видно, плотвичка проработана значительно лучше, хотя в целом фото 7 мне нравится гораздо больше. На фото 8 снег получился слишком темный. Возможно, лучшим решением в данном случае было бы выставить сначала небольшую экспокоррекцию -0,3 EV, а затем сделать настройку по лунке.

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 7

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 8

В разных фотоаппаратах используются разные способы замера экспозиции, в большинстве простых цифромыльниц есть только один способ – точечный, так что для них следует просто применять описанный выше алгоритм.

В камере Nikon Coolpix P300 в автоматическом режиме и в сюжетных режимах используется также точечный экспозамер, а остальные способы замера экспозиции доступны только при ручных настройках.

В аппарате Canon PowerShot А510 по умолчанию установлена так называемая «интеллектуальная» функция определения экспозиции во всех режимах, которая определяет экспозицию по одному или нескольким объектам, находящимся в разных частях кадра. При этом автоматика сама решает, что является объектом, а что – фоном. Для перехода к точечному замеру необходимо переключить соответствующий параметр с помощью кнопки FUNC.

В некоторых случаях можно добиться интересных эффектов, используя интегральный (матричный) экспозамер с корректировкой экспозиции, так как при этом на каждом отдельном кадре по разному будут проработаны разные участки.

Корректировка баланса белого

Еще одной возможностью корректировки настроек фотокамеры является использование так называемого баланса белого цвета (кратко называется «баланс белого»).

Использование этого параметра основано на том, что восприятие фотоматрицы и восприятие человеческого глаза – отличаются, причем иногда довольно сильно. Не будем пока глубоко вдаваться в теоретические проблемы баланса белого, так как в данный момент нас интересуют чисто практические вопросы его использования при съемке в зимний период.

Нужно только отметить следующее. Если человек знает, что снег белый, то и мозг человека таким образом обрабатывает информацию, чтобы снег казался белым. Матрица фотоаппарата воспринимает цвет в зависимости от источника освещения.

Результатом этой разницы является несоответствие между цветами фотографического изображения и цветами реального снимаемого объекта.

Однако современные цифровые камеры обладают программными средствами, позволяющими скорректировать изображение для получения цветопередачи, близкой к той, которую видит человеческий глаз. В меню фотокамеры это называется «Баланс белого». Баланс белого имеет несколько настроек, в том числе «Авто», «Дневной свет» и «Облачно». По умолчанию установлен режим «Авто».

Логика процессора в режиме «Авто» исходит из предположения, что в среднем кадр нейтрален в цвете, и самые яркие фрагменты кадра имеют нейтрально-белый цвет, а все остальные цвета корректируются относительно них.

Какой на самом деле будет реальная цветопередача на снимке в этом режиме, мы заранее знать не можем. В результате этого у меня были случаи, когда буквально соседние кадры, снятые практически в одних и тех же условиях, имели разную цветовую гамму.

Мы можем, однако, регулировать цветовой оттенок кадра, установив баланс белого вручную. Все, что нам нужно знать на данном этапе, не очень вяжется с обычной человеческой логикой, так как процессор фотоаппарата руководствуется так называемой цветовой температурой, которая отличается от цвета температуры разных объектов, воспринимаемого человеческим глазом.

Поэтому нужно просто запомнить, что установка баланса белого в положение  «Дневной свет» (в Fujifilm FinePix A170 называется «солнечный день») приведет к тому, что на снимке будут преобладать холодные, синие тона. Если же установить баланс белого в положение  «Облачно», то вы получите более теплое изображение с расширенным цветовым диапазоном, с преобладанием желто-оранжевых тонов.

В качестве примера покажем влияние установки баланса белого на фото 9 - 11.

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 9

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 10

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 11

На фото 9 представлен снимок в режиме «Авто», на фото 10 - в режиме «Дневной свет» и на фото 11 - в режиме «Облачно». Изображение в режиме «Авто» кажется наиболее реалистическим, а остальные два снимка привносят в него некоторую эмоциональность. Так, на фото 10 мороз кажется значительно более сильным, а фото 11 как бы передает тепло человеческих строений.

Какие можно дать рекомендации по использованию опции «баланс белого»? Если вас вполне устраивает чисто фиксация существующего положения и реальной цветопередачи, то следует выбирать режим «Авто». Однако, при этом надо иметь в виду, что появление солнца в пасмурный день может существенно повлиять на общую тональность снимка, иногда – не в лучшую сторону, а именно – сдвинуть спектр в сторону режима «Дневной свет».

Режим «Облачно» я стараюсь применять при наличие в кадре человека и теплокровных животный, что эмоционально ближе к человеческому восприятию. Например, использование этого режима на фото 12, не позволило птичкам «замерзнуть».

Краткий курс фотографии для рыболовов. Юрий Марченко
Фото 12

В целом, можно сказать, что использование для баланса белого автоматического режима в большинстве случаев обеспечивает псевдо-объективную цветопередачу, тогда как ручные настройки позволяют фотографу получить те цвета, которые субъективно кажутся снимающему наиболее привлекательными.

В настоящей статье я показал, что даже в автоматических и сюжетных режимах съемки фотограф обладает достаточными возможностями для улучшения конечного результата, нужно только привыкнуть этими возможностями пользоваться.

Если рыболов попробует описанные в настоящей статье методы (что не требует никаких усилий и лишь небольшое увеличение времени на съемку), он сможет сам убедиться в их полезности.

Статья опубликована в газете "Рыбачок" №№10,11 2013.

Размещается с разрешения автора и редакции газеты.

Обсудить на форуме.