Краткий курс фотографии для рыболовов

Урок 7. Как снимать зимой на рыбалке. Фотосъемка

Юрий Марченко

В этом уроке нам придется несколько забежать вперед и использовать ряд понятий, которые будут более подробно освещены позднее.

Однако «дорога ложка к обеду», сейчас самый разгар зимы, и мне вовсе не хочется летом иллюстрировать уроки фотографиями с зимней рыбалки.

Сразу скажу, что получить зимой на рыбалке хорошую фотографию не легко. Обычно зимой хорошо получаются лесные пейзажи, заснеженные деревья, сельские улицы – и то, если эти фотографии сняты в солнечный день.

А что мы видим на рыбалке? Как сказал поэт: «Безмежнеє поле в сніжному завою» (Иван Франко). Но то, что хорошо для поэзии, может просто убить фотографию.

Конечно, лучше всего снимать в солнечный день, когда тени подчеркивают форму предметов, придают снимку ощущение пространства и динамику, но в солнечный день возникают большие проблемы с правильным определением экспозиции, так как снег фактически является дополнительным источником подсветки, и такая повсеместная подсветка снижает детализацию объектов и ликвидирует подробности в затененных  областях.

В пасмурные дни, которые в наших широтах зимой встречаются гораздо чаще, чем солнечные морозные дни, тени вообще отсутствуют, снимки получаются совершенно плоскими, скучными и невыразительными.

Чтобы показать возможности фотографии в это время года, проведем один условный день на зимней рыбалке с фотоаппаратом.

Зимний день короток, поэтому мы стараемся прибыть на место еще затемно. По берегам наших водоемов почти всегда есть жилье, горящие всю ночь фонари, а ближе к рассвету – просыпаются люди и зажигают свет в домах. Поэтому вынимаем свой фотоаппарат и пытаемся поймать эти редкие мгновения.

фото ночью

Конечно, такой эффект, как на этой фотографии, возможен только при отсутствии снега и на чистом льду, но и в снежную пору отражение искрящихся песчинок тоже может быть очень красивым.

Пока мы вышли на место и пробурили ряд лунок, наступил рассвет.

зимний рассвет

Несмотря на то, что интернет полон фотографиями рассветов и закатов, они всегда неповторимы и всегда оказывают воздействие на зрителя. Такое сочетание световых и цветовых эффектов не встречается в остальное время дня, поэтому не пропускайте никогда эти минуты, отвлекитесь ненадолго и эти фотографии могут оказаться лучшими за весь день. Я рекомендую при первом появлении лучей солнца начать снимать и делать снимки с интервалом в 2 - 3 минуты, так как никогда не знаешь – какие из них окажутся лучшими. Обычно это время занимает 15 – 20 минут, и мы вряд ли много потеряем для собственно рыбалки. Тем более, что, если сделать стартовый закорм лунок перед рассветом, все равно имеет смысл выждать 20 – 30 минут перед началом собственно ловли.

После этого можно сосредоточиться на рыбалке и временно отложить в сторону фотоаппарат, до тех пор, пока не захочется разогнуть спину, оглянуться по сторонам, выпить чаю и сделать несколько снимков окружающей природы.

Не стоит делать обзорные снимки, так любимые многими рыболовами, потому что большие пустые пространства, мелкие детали, неразличимые люди делают такие фотографии невыразительными. В таких случаях гораздо лучше воспользоваться оптическим зумом и снимок может приобрести вид гравюры. Вообще при съемке пейзажей на рыбалке – зуммирование – основной прием, позволяющий избежать монотонности и однообразия снежных пространств.

зимний пейзаж

зимний пейзаж

Вторым приемом является оживление пейзажа. Оживить пейзаж может не только непосредственное присутствие людей, но и их, так сказать, «виртуальное» присутствие: следы на снегу, рыболовный ящик и другая рыболовная экипировка, снасти и прочие элементы, указывающие на присутствие человека где-то рядом.

зимняя рыбалка бур

Думаю, ясно, что «оживлять» пейзаж горами мусора, которыми, к большому сожалению, заполнены все наши водоемы, не следует.

После пейзажной фотосессии возвращаемся к рыбалке и наконец-то оказываемся с трофеем.

зимняя рыбалка лещ

На этом снимке видны несколько типичных ошибок: кровь на леще и на пальцах рыболова, неряшливая одежда. Видеть это неприятно. Кровь, всегда текущая при подбагривании рыбы, нужно перед фотографированием обтереть о снег и вытереть тряпкой, комбинезон застегнуть и т.п. При съемке не следует вытягивать руки с рыбой вперед, чтобы она казалась крупнее. Все равно ведь знающие рыболовы сразу определят истинный размер рыбы, и ваши ухищрения вызовут только скептические замечания.

Если рядом нет товарища, который мог бы сфотографировать вас с рыбой, то трофей нужно сфотографировать рядом с каким-нибудь предметом, позволяющим оценить размер рыбы. Но крайне нежелательно, если таким предметом окажется пачка сигарет или пустая бутылка из-под водки.

зимняя рыбалка лещ

Вообще фотографирование улова, являющееся фактически основной задачей и интересом рыболова, зачастую производит совсем не тот эффект на зрителя, на который рассчитывал фотограф. Не забывайте, что рассматривать ваши фотографии будут такие же и более опытные рыболовы, которые в своей жизни перевидели горы разнообразной рыбы, и в своем фотоархиве имеют массу подобных снимков.

Поэтому я крайне не рекомендую снимать рассыпанную рыбу в углу палатки или возле лунки, еще хуже – безобразная куча рыбы в полиэтиленовом кульке, еще хуже – рыба в кухонной мойке, тазике или ванной. Последний вариант, кстати, на многих рыболовных сайтах считается дурным тоном.

Снимать улов лучше всего таким образом, чтобы дать информацию не только о рыбе, но и применяемых при ловле снастях, и приманках.

зимняя удочка

зимняя рыбалка лещ

Кстати, снимок рыбы крупным планом часто оказывается выигрышным, потому что позволяет увидеть всю красоту этого создания природы. Очень красиво и эстетично всегда смотрятся кадры с отпусканием рыбы.

зимняя рыбалка ласкирь

Дело подошло к вечеру, бросаем последний взгляд на обезлюдевшие просторы, фотографируем закатную картину и идем к автомобилю.

зимняя рыбалка закат

Рыбалка закончилась, но не закончилась фотосъемка! В обратный путь чаще всего приходится выезжать как раз перед закатом, чтобы не блуждать по лесу и видеть заснеженные или обледеневшие участки дороги. Не прячем фотоаппарат и держим его наготове. Это золотое время для фотосъемки. Как ни странно, но из окна автомобиля также можно сделать редкие и удивительные кадры.

зимняя дорога

Причем, сделать их можно, не только через лобовое стекло, сидя рядом с водителем, но и через боковое стекло.

зимняя дорога

зимние облака

Вот теперь и фотосъемка закончилась, но ни в коем случае не следует прятать фотоаппарат по куртку. Причина этого объясняется ниже.

Что делать с фотоаппаратом на морозе?

Паспортные характеристики допустимых температур составляют 0…+40°С для всех рассматриваемых фотокамер. Как же ими пользоваться при низких температурах?

Любая фототехника боится мороза и, если ее неправильно эксплуатировать, элементарно можно лишиться своей любимой игрушки. В то же время, снимать зимой можно и нужно.

Прежде всего нужно сказать о быстром снижении емкости батареек или аккумуляторов. Понятно, что элементы питания на морозе теряют емкость, в связи с влиянием температуры на свойства электролитов, находящихся внутри этих элементов. Со снижением температуры уменьшается подвижность ионов, снижается скорость химических реакций. Солевые батарейки практически неспособны работать на морозе. В значительной степени это касается также щелочных батареек, и я бы не рекомендовал их использовать в зимних условиях, в том числе и знаменитые Duracell Turbo. Хорошие результаты показывают литиевые батарейки, но цена их такова, что лучше сразу перейти к аккумуляторам, они, по крайней мере, допускают перезарядку. Различные тесты и результаты практических испытаний показывают, что наименьший ток саморазряда при низких температурах имеют аккумуляторы Sanyo Eneloop. Если же в Вашем фотоаппарате используется стационарный фирменный аккумулятор, как, например, в Nikon Coolpix P300, то остается только надеяться, что он позволит Вам провести зимнюю фотосессию без особых проблем. Одним из способов повышения длительности работы элементов питания на морозе является ношение их во внутреннем кармане куртки в промежутках между съемками.

Жидкокристаллические дисплеи при низких температурах могут начать подтормаживать, тускнеть и даже вообще отказаться работать. В принципе, в этом нет ничего страшного, при возвращении к комнатной температуре они полностью восстанавливаются. В то же время, при съемке разными аппаратами на морозе до - 20°С, у меня особых проблем не наблюдалось, хотя подтормаживание, действительно, иногда имело место. В этом случае большим достоинством является наличие в фотоаппарате такого «анахронизма» как оптический видоискатель, который есть, например, в Canon PowerShot А510. Кроме того, ясно, что на морозе пользоваться ЖК дисплеем нужно как можно реже, поэтому лучше не пользоваться функцией просмотра отснятых кадров.

Вообще-то для камеры не так страшен мороз как резкие смены температуры, способствующие образованию конденсата. Причем здесь лучше «понижать градус», а не повышать. Всем известны рекомендации для электроаппаратуры: при заносе ее с мороза в помещение, не вынимать из упаковки в течение нескольких часов. Это нужно не для того, чтобы электроника нагрелась, а, чтобы образующийся конденсат не стал причиной замыкания. Если конденсат образовался, а Вы снова вышли на мороз, он может превратиться в ледовые капельки, и испортить работу объектива и зума. В любом случае при входе в помещение с мороза, кладите аппарат не в карман, а в рыболовный ящик.

Поэтому часто встречающиеся рекомендации – держать фотоаппарат зимой под верхней одеждой в корне неправильны. Зачастую Вы не знаете, когда он Вам понадобится, поэтому придерживайтесь правила: если Вы достали фотоаппарат на морозе, вставили в него аккумулятор, сделали снимки, то никогда не прячьте его назад под куртку в тепло. Лучше всего спрятать его сначала в чехол с мягкими теплоизолирующими прокладками, а потом в рыбацкий ящик, и доставать его оттуда при необходимости. Фотосессии лучше всего спланировать так, чтобы они длились как можно более короткое время. Например, пейзажи можно снять 3 раза: на рассвете, днем и на закате, тогда каждая фотосессия будет длиться всего несколько минут.

Если в течение рыбалки Вы залезаете в автомобиль, чтобы согреться, или заходите в теплое помещение, чтобы также «согреться» - постарайтесь оставить аппарат снаружи, в рыболовном ящике. Если это невозможно – положите его в чехол и постарайтесь не задерживаться в тепле.

При возвращении домой, еще до захода в помещение, выньте аккумулятор и карточку из аппарата, а саму технику положите в полиэтиленовый кулек с завязанной горловиной и не доставайте в течение нескольких часов, лучше всего – оставьте до утра. Еще лучше, если у Вас есть термосумка для наживки – тогда фотоаппарату после мороза там самое место.

Во время съемки постарайтесь дышать не на камеру, а в сторону. Если все-таки на объективе намерзли капельки – не пытайтесь их отчистить, протрете объектив дома после оттаивания. Ну, значит, не судьба – фотосъемка отменяется, но рыбалка продолжается.

В снегопад лучше не снимайте, снежинки, попавшие на объектив, потребуют его чистки, в крайнем случае – повернитесь спиной к ветру.

Не кладите аппарат в карман куртки – нередки случаи выпадения его в лунку безвозвратно.

Конечно, если Вы придерживаетесь философии пофигизма, ничего этого можно не делать, но тогда будьте готовы к тому, что достаточно недешевую технику вам придется часто менять или прибегать к дорогостоящему ремонту.

В нашем регионе не только зимний день короток, но и сама зима с возможностью рыбачить – коротка, поэтому никогда не упускайте возможность фотографировать на зимней рыбалке.

Статья опубликована в газете "Рыбчок" №10 2013.

Размещается с личного разрешения автора и редакции.

Обсудить на форуме.