Краткий курс фотографии для рыболовов

Урок 6. Фотосъемка. Типичные ошибки

Юрий Марченко

Известно, что лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Для фотографа-рыболова это особенно актуально, ведь ситуация на рыбалке никогда не повторяется, и бывает очень обидно, когда при рассматривании фотографии видишь, что снимок испорчен и исправить его нет никакой возможности. Для себя, конечно, его можно оставить, но показывать другим как-то не хочется.

Конечно, ошибок бывает очень много, они разнообразны и часто видны только при внимательном рассмотрении готового снимка. Но есть типичные ошибки, которые повторяются очень часто, причем у разных фотографов. Одна из типичных ошибок – «заваленный горизонт» описана ранее. Характерной чертой этой ошибки является легкость ее исправления почти без потерь в качестве всего снимка. К сожалению, другие ошибки либо вообще невозможно устранить, либо это сделать очень сложно.

зимняя рыбалка рыбак
Фото 1

1. Такой ошибкой, которая по частоте стоит на втором месте после наклона горизонта, является обрезание частей снимаемого объекта, в первую очередь – людей. По интернету гуляет огромное количество «инвалидов» - людей с отрубленными руками, ногами и даже головой (фото 1). Если этот снимок частично еще можно исправить, убрав верхнюю часть с ногами без туловищ, то приделать ноги сидящему рыболову, увы, не удастся. А ведь достаточно было отойти на пару шагов, чтобы и рыболов был целиком в кадре и, одновременно, проявился бы дальний план с палатками и рыбаками, что добавило бы снимку глубину и информативность. На фото 2 покалеченной уже оказалась собака, хотя в данном случае можно было даже не менять место, а просто поместить все в кадр, слегка наклонив аппарат или присев.

зимняя рыбалка
Фото 2

Конечно, сказанное вовсе не означает, что снимать людей можно только в полный рост. Удачны бывают поясные портреты, но в этом случае нужно стремиться, чтобы в кадр помещались, например, кисти рук. На фото 3 имеется сразу несколько ошибок отрезания: обрублены кисти рук у человека, а у его соседа виден только затылок. Это редкий случай, когда снимок еще можно спасти, создав погрудный портрет путем вырезания часть кадра (фото 4).

ошибка кадрирования
Фото 3

исправить ошибку кадрирования
Фото 4

Вообще, наиболее удручающее впечатление производит обрезка «краев» снимаемого объекта, то есть кистей рук, ступней ног, верхней части головы, затылка. Нежелательны в кадре также ноги и руки без туловищ, либо отрезанная нижней рамкой голова. У рыбы не следует отрезать хвост.

ошибка кадрирования мост
Фото 5

Неудачно «обрезать» можно не только человека, но и пейзаж, как это видно из фото 5. Даже, если бы на мосту не было «обрезанных» людей, выбранный ракурс на фото 5 очень неудачен, тогда как сам пейзаж наверняка производил сильное впечатление. Не следует обрезать купола зданий, головы памятников и других архитектурных сооружений (фото 6). Желательно не обрезать и верхушки деревьев, например, на фото 7 обрезанные сверху деревья буквально испортили довольно эффектную картину.

ошибка кадрирования конструкция
Фото 6

фотография ошибка кадрирования
Фото 7

2. Следующей ошибкой является «накладка» разных элементов изображения, которая встречается достаточно часто, например, «растущее» из головы или из плеч дерево (фото 8), или вылезающая из ушей линия горизонта. В результате снимок получается крайне невнятным и неряшливым. Чаще всего это происходит, когда совмещаются разноплановые объекты, находящиеся на разном расстоянии от снимающего. Фотограф фокусирует свое внимание на объекте переднего плана, не обращая внимания на окружающее. На фото 9 подвесной мост полностью сливается с береговой линией на заднем плане, так что с первого взгляда и не поймешь, где находится берег и как расположен мост. Съемка с другой стороны моста практически ничего не меняет, в этом случае нужно кардинально поменять точку съемки (фото 10).

фотография ошибка композиции
Фото 8

пример ошибки композиции
Фото 9

Ракурс съемки моста
Фото 10

Не редки также случаи, когда человек, находящийся на заднем плане, как бы сидит на плечах или голове основного объекта изображения.

3. Большая часть неудачных снимков связана с эффектами освещения. Свет – основной изобразительный инструмент фотографии, он может как сделать фотографию великолепной, так и испортить ее.

Особенно это касается съемки при ярком солнце. Здесь часто бывает очень высокий контраст между светлыми и темными частями снимка, при этом предметы, находящиеся в тени, оказываются не проработанными. В первую очередь это касается съемки против солнца (фото 11). Даже, если лицо человека осветлить в соответствующем фоторедакторе, на снимке в теневой области появятся большие шумы, и фотография все равно останется некачественной.

Ошибка освещения лица
Фото 11

Аналогичный эффект получается при съемке людей в шляпах, даже, если солнце находилось сбоку (фото 12). Вообще, я крайне не рекомендую фотографировать людей с надетыми головными уборами, такие снимки могут получиться только, если есть какой-нибудь дополнительный источник освещения, направленного спереди на лицо человека.

Ошибка освещения лица
Фото 12

Может показаться, что лучше всегда делать съемку при нахождении солнца сзади фотографа, однако это не так. Здесь подстерегает опасность в виде теней, ложащихся от самого фотографа (фото 13). Остается только поражаться, насколько широко распространена эта ошибка. Она возникает потому, что тень – как бы нематериальный объект, она для фотографа прозрачна и не мешает восприятию кадра, а вот на самом отпечатке – тень – такой же предмет, как и все остальные, да еще в силу своих четких, неразмытых границ она буквально приковывает к себе взгляд. Тень от фотографа в кадре иногда появляется даже при боковом освещении, но при освещении сзади – появляется всегда, поэтому приучите себя никогда не фотографировать на ярком солнце, если оно находится у вас за спиной.

ошибка фотографии тень фтографа
Фото 13

 Еще один негативный эффект, связанный с освещением, это лучи солнца, направленные прямо в объектив фотоаппарата. В этом случае появляются разноцветные пятна и круги, вызванные отражением света от внутренних линз объектива. От этого не спасает даже тень от деревьев, как это видно на фото 14 (пятно слева внизу).

Ошибка фотографа против солнца
Фото 14

4. Еще одним классом ошибок, проявляющихся при съемке, является использование настроек фотоаппарата, не соответствующих моменту съемки.

Например, если фотограф использует ручные настройки, то он может попросту забыть о том, какие из настроек он применял во время предыдущей съемки. Снимок на фото 15 выполнен при ранее установленных ручных настройках ISO для съемки в вечернее время. Количество света оказалось настолько большим, что даже минимальная выдержка и максимальная диафрагма оказались не в состоянии компенсировать высокую светочувствительность матрицы. То же самое может произойти при несоответствующем выставлении одного из режимов, требующих ручной настройки.

Ошибка фотографии неправильные установки
Фото 15

В то же время, это может так же произойти, если Вы фотографируете на предустановленных режимах (пейзаж, снег, закат, макро и пр.), и забыли сбросить настройки при последующей съемке.

Я не рекомендую использовать режим «авто», если Вашей целью является получение качественных снимков, но, в то же время, сильно испортить кадр в этом режиме Вам не удастся. Поэтому при любых настройках, которые Вы делали в процессе съемки, по ее окончании желательно вернуться в автоматический режим, тогда внезапно возникшее желание что-либо сфотографировать не застанет Вас врасплох.

Достаточно часто ошибки как бы «складываются» и тогда получаются совершенно ужасные снимки, сделанные, к великому сожалению, в неповторимые мгновения (фото 16, 17).

ошибка фотографа тень
Фото 16

ошибка фотографа тень
Фото 17

На фото 16 от рыболова остались одни ноги, тень от фотографа практически доминирует в кадре, морской ерш, который, по-видимому, и был объектом съемки, «загнан» под верхний обрез кадра.

Фото 17 вообще совместило все ошибки. У рыболова отрезана одна ступня, тень от фотографа динамична, создается впечатление ее движения, тень от руки уродует нижнюю часть лица, тень от шляпы закрывает лоб, а пойманный сарган так «удачно» совмещен с краем жилета, что найти рыбу на снимке сродни головоломке.

В процессе съемки возможны и другие ошибки, которые мы будем разбирать в конкретных примерах, но описанные в настоящей статье наиболее типичны, часто повторяются и, самое главное, практически не подлежат исправлению программными средствами.

А ведь абсолютно ничего не стоило сделать все сразу правильно при съемке.

Я буду еще не раз давать следующий совет, потому что от его реализации зависит очень многое.

При съемке смотрите не на объект, а на монитор, постарайтесь представить себе, как это будет выглядеть в большом масштабе и особенно обращайте внимание на края кадра.

Размещается с разрешения автора.

Материал опубликован в газете "Рыбачок" №4 2013.

Обсудить на форуме